ЭЛЕКТРОННАЯ БАЗА ДАННЫХ  
   
 
ГЛАВНАЯ
ХРОНИКА РОЖДЕНИЯ СТАНЦИИ ЯСЕНЬ
ИСТОРИЯ, БРОНЗОЮ СТАВШАЯ
В МИРНОМ ТРУДЕ
ОНИ ПРОСЛАВИЛИ МАЛУЮ РОДИНУ
РОДНОГО КРАЯ ОБЛИК МНОГОЛИКИЙ

<<<Назад

В МИРНОМ ТРУДЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ

Здание остановочного пункта Ясень

С первых дней освобождения от фашистских захватчиков в восточных районах Беларуси началось полномасштабное восстановление народного хозяйства. Неотложными задачами Народного комиссариата путей сообщения СССР, местных партийных и советских органов признавались скорейшее восстановление и строительство путей, вокзалов, необходимых зданий и помещений.
Первыми начали возрождение транспортного хозяйства железнодорожные войска, которые прибывали в освобожденные районы вслед за наступающей Красной Армией. В их обязанность входило открытие в кратчайший срок движения воинских эшелонов к линии фронта.

Одними из тех, кто участвовал в восстановлении железной дороги, были Лобода Пётр Спиридонович и Лобода Ольга Васильевна. Для них профессия железнодорожников стала семейной.

Лобода Пётр Спиридонович:

"Осенью 1943 г. я был командирован для восстановления железной дороги в Украину, г. Еволаевск.
Но Москва меня перенаправила на Белорусскую железную дорогу. Руководство Белорусской железной дороги находилось тогда на ст.Унеча. Там сформировали спецпоезд, он ехал вслед за фронтом и восстанавливал железную дорогу, связь. Нас в вагоне было 54 человека. В Унече нас разделили. Я попал в группу на ст. Новозыбков, ближе к Гомелю. Помню, там была сильная бомбёжка. Мы находились в укрытии, а когда вышли из укрытия, то увидели огромные воронки от бомб, из которых торчали железнодорожные цистерны. Мы тогда их просто засыпали землёй.
Из Новозыбкова меня командировали на ст. Березина. Здесь я находился до конца войны. В Березине мне дали участок Ясень–Татарка, там я работал электромехаником.
В январе 1946 года меня командировали в Киев, на учёбу в железнодорожный техникум. Тогда, вместо положенных двух лет, учились год без отпусков и каникул, нужны были специалисты. После окончания техникума в 1947 году меня прислали на ст. Березина. Там работал заместителем начальника дистанции, старшим электромехаником.
В 1952 г. я перевёлся на другую службу, службу движения и стал работать дежурным по ст. Ясень".

Лобода Пётр Спиридонович за доблестный самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года награждён медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".

Лобода Ольга Васильевна:

"Сразу после войны я пошла работать на железную дорогу. Девять месяцев я работала ещё во время войны, после того как немцев прогнали. Мне ещё не хватало 18 лет, так месяца 3-4 официально не оформляли. Мы пропускали военные поезда, у нас разгружались эшелоны. Было две платформы с двух сторон от железной дороги. Загружали сразу по два состава.
Станция тогда стояла рядом возле железной дороги, метрах в двух – это был большой дом. Там был кабинет начальника, помещение дежурного по станции, касса, большой красный уголок, даже туалет был. В помещении пол был утеплённый – между досок лежал войлок, сверху пол был выложен плиткой.
Эту станцию в середине 1970-х гг. закрыли. Потом приехали танки, положили брёвна и перетянули здание станции на 20 метров от железной дороги, я тогда дежурила. Там сейчас жилой дом".

С 1949 по 1983 год проработала кассиром на станции Ясень Седова Ванда Адольфовна.

Седова Ванда Адольфовна:

"Осенью 1949 года я пошла на железную дорогу кассиром. Брат у меня в то время лесовщиком устроился, на станции принимал грузы. Грузов тогда много принимали: Бобруйский крахмальный завод им.Ленина у нас грузился, фабрика наша мебель вагонами грузила, приходил камень для шоссейной дороги, удобрения для колхоза и т.д.
В то время было сложно кассиром рабіць. По Советскому Союзу было 32 железные дороги. При этом только две книги были – назывались четвёртое тарифное руководство.
Я работала лет десять одна, потом второго кассира дали на подмену. В сутки проходило по 12 поездов. Чувствовала себя, что собака на цепи. Только домой придёшь, а уже туда надо бегчы. Один раз прыбегла на станцию, а только потом агледзілася, что один мой сапог, а другой деда моего. (…)
Проработала я в билетной кассе на станции Ясень с 1949 по 1983 год до выхода на пенсию".

Из трудовой книжки Седовой В.А.: сведения о работе билетным кассиром
на станции Ясень

С 1960 по 1965 год вторым билетным кассиром работала Капчан Софья Павловна, 1924 г.р.
В послевоенный период начальники станции менялись довольно часто. Несмотря на это станция Ясень была на хорошем счету. Коллектив железнодорожной станции Ясень работал чётко и слаженно.

Лобода Ольга Васильевна:

"Нашей станцией всегда гордились. Был очень дружный коллектив, всего трое дежурных и начальник. Смена была 12-часовая. Начальник был неосвобождённым. Если не хватало работников, он заменял дежурного и работал всю смену.
В 60-х гг. нас перевели на 8-часовую смену и дали четвёртого дежурного. Но это длилось недолго, вскоре опять вернули 12-часовую смену".

Лобода Ольга Васильевна:

"Первый начальник станции приехал прямо с фронта – Ильченко Николай Наумович, офицер, фронтовик. Приехал с женой, жена его была в декрете. Хороший был начальник. Ходил в военной форме, был грамотный образованный. Таких мало было. До войны он работал на железной дороге. Набрал стрелочников, восстанавливал железную дорогу. Пробыл он недолго, года 2-3, его перевели куда-то начальником большой станции.
Потом начальником станции прислали к нам Курочкина Николая Андреевича. Он приехал с Красного Берега, тоже недолго поработал – года два-три.
Курочкина сменил Хотько Василий Сергеевич. Он поработал у нас около 5 лет. Его отправили на ст.Брожа".

Ходько Василий Сергеевич, 1911 г.р., имел всего 4 класса образования. Он проживал на станции Ясень с женой, Ходько Устиньей Дмитриевной и тремя детьми – Василием Васильевичем, 1945 г.р., Александром Васильевичем, 1947 г.р. и Сергеем Васильевичем, 1951 г.р.
Седова В. А. отзывается о нём как об очень хорошем человеке.

Седова Ванда Адольфовна:

"Начальником станции в 1949 году был Ходько Василий Сергеевич. Он был с женой и детьми. Трое детей у него было. При мне он ещё работал года три. Очень хороший был человек. Случился со мной при нём один случай. Тогда билеты были – картонки с дырочками, навешенные на палочку. Например, Мирадино, Бобруйск – это одна колодочка. Другая – уже от Осипович в сторону Могилёва. В воскресение это было. Я случайно продала не те билеты – перепутала колодки. Люди стояли в кассу на Бобруйск, а я начала продавать на Свислочь и Тачанку. А это были совсем другие деньги. Так отшлёпала я 13 билетов. Как глянула – на 134 рубля! А у меня зарплата – 150. Сижу и не знаю, что делать. В это время Ходько заходит в кассу. Я ему: "Василий Сергеевич, что делать?" Он сразу же говорит пассажирам: "Кто взял билеты – все недействительные, сдавайте в кассу". Билеты сдали, и мы их перебили на Бобруйск. Пришла домой, рассказала всё маме, и она говорит: "Сдай грошы и всё". Я так и хотела сделать, но Ходько сказал: "Не надо, мы составим акт, и правление железной дороги примет его у нас, ведь просто ошибка вышла".

Ходько сменил Котловец Николай Павлович. Он проработал начальником станции около 10 лет.
Котловец Николай Павлович, 1923 г.р., имел образование 8 классов. Проживал вместе с женой, Котловец Ниной Кирилловной и двумя детьми – Владимиром Николаевичем, 1948 г.р., и Натальей Николаевной, 1949 г.р.

Лобода Ольга Васильевна:

"После Котловца был Фёдоров, молодой, только окончивший школу. Он недолго пробыл. Фёдоров поступил в народнохозяйственный институт. Ему нужно было ехать на занятия, а станцию сдать некому. Стали просить мужа хотя бы временно побыть, но мы отказались.
Ранее мужа не могли поставить начальником станции, так как я работала дежурной. Был такой закон. Но даже когда закон отменили, мы уже сами не хотели, чтобы муж стал начальником. Начальник должен жить на станции, в любое время его могли вызвать, а у нас первое время и телефона-то не было. Да и привыкли мы к своим должностям.
После Фёдорова прислали Фурсика. Он был уже пожилой, года 2-3 поработал".

Седова Ванда Адольфовна:

"Хорошо помню начальника станции Фурсика, он был где-то с Дарагановской ветки. Его прислали к нам, когда не было начальника. Фурсик прямо в своём кабинете и жил, сам себе варил там.
После Фурсика, где-то в первой половине 1960-х гг., работал начальником Пацкевич Константин Петрович. Был он с 1928 года рождения. Приехал из Осипович с женой и тремя детьми, четвёртая девочка на станции родилась.
Перевели его от нас на 4-й калийный комбинат в Солигорск.
Затем приехал Карпенко. Приехал к нам молодым, у нас женился".

С 1959 года станционным хозяйством и всем коллективом железнодорожников руководил Живица Иосиф Адольфович.

Живица(крайний справа) со своей семьёй

Седова Ванда Адольфовна:

"Потом начальником станции стал Живица Иосиф Адольфович, мой брат. Он с 1930 года рождения. Окончил 7 классов Ясенской СШ и стал работать весовщиком, потом стрелочником. Поступил в Оршанский техникум заочно. После окончания техникума года два работал дежурным по станции Осиповичи III, потом его перевели к нам. При Живице построили новую станцию, а старую перетянули и сделали 3 квартирный дом.
Жена Иосифа Адольфовича, Лапанькова Полина Николаевна, 1929 г.р., с 1950 года работала учителем математики в Ясенской СШ. С ними проживали две дочери: Елена Иосифовна, 1956 г.р., и Татьяна Иосифовна, 1958 г.р.
Старшая дочь брата, Галица Елена Иосифовна, сейчас работает в Минском отделении железной дороги. Начинала она в 1973 году билетным кассиром на станции Ясень".

Лобода Ольга Васильевна:

"Одной из лучших дежурных была Ворошило Ольга Павловна, 1920 года рождения. Она в 1970-х годах вышла на пенсию".

Ольга Павловна окончила 7 классов, работала весовщиком, а с 1952 г. дежурной по ст.Ясень. 17.12.1950 года она была избрана депутатом Ясенского поселкового совета.
В начале 90-х станцию Ясень закрыли, её переделали в остановочный пункт.


Старые железнодорожные "казармы" для работников станции


Бывший дом путейцев

<<< Назад Главная Вперед>>>

 

 

 

   
     
     
     
     
     
 

Государственное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная сеть Осиповичского района"

ул. Сташкевича, 42а
213764 г. Осиповичи
тел. (02235)25454